На территории Варненского муниципального района Администрацией района, специалистами сельских поселений совместно с Управлением Росреестра по Челябинской области проводится работа по реализации Федерального закона № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепляет возможность внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтённых объектов недвижимости при отсутствии заявлений от правообладателей таких объектов.
Какие же объекты относятся к ранее учтённым?
Это объекты недвижимого имущества, в отношении которых органами технической инвентаризации был осуществлён технический/государственный учёт до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, к ранее учтённым относятся объекты, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31.01.1998), — это так называемые «ранее возникшие права». После указанной даты на территории нашей страны начала действовать единая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество, когда права конкретных лиц на объекты недвижимости признаются возникшими только после внесения в единый реестр недвижимости сведений о регистрации таких прав (за исключением случаев, установленных законодательством - наследование, выплата паевого взноса и др.). При этом права собственности на объекты недвижимого имущества были и до 1998 года, но тогда единой системы записей о правах не существовало. Разрозненная информация об имущественных правах имелась в местных органах исполнительной власти, в организациях технической инвентаризации (БТИ), комитетах по земельным ресурсам и др. Сведения как раз об этих правах и необходимо сейчас привести в «одну систему координат», собрать в единой базе данных, актуализировав имеющийся реестр недвижимости.
Принятый Федеральный закон № 518-ФЗ предусматривает наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости и устанавливает общий порядок этой деятельности. Так, органы местного самоуправления в рамках предусмотренных законом мероприятий уполномочены:
- осуществлять анализ находящихся в их распоряжении документов и содержащихся в них сведений о правообладателях ранее учтённых объектов;
- направлять запросы в органы государственной власти, нотариусам и иным организациям, имеющим необходимые сведения в отношении правообладателей;
- публиковать в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет» сообщения с целью поиска владельцев недвижимости, размещать проект решения о выявлении правообладателя ранее учтённого объекта недвижимости и направлять его лицу, выявленному в качестве правообладателя;
- и как результат направлять в орган регистрации прав соответствующие документы для внесения в реестр недвижимости сведений о правообладателе объекта.
Любое заинтересованное лицо, выявленное в качестве правообладателя, может оспорить результаты такой процедуры, представив возражение в орган власти, уполномоченный на выявление правообладателей. В таком случае решение о выявлении правообладателя не будет принято, а спор по этому поводу будет решаться в судебном порядке.
В отношении ранее учтённых объектов (зданий, сооружений или незавершённых строительством объектов), о которых имеются сведения в ЕГРН, но права не зарегистрированы в случае, если такие объекты прекратили существование в связи с разрушением или сносом, уполномоченный орган будет обязан до обращения в орган регистрации уведомить лицо, выявленное в качестве правообладателя. Для снятия с учета таких объектов недвижимости уполномоченному органу достаточно будет представить акт осмотра объекта.
Предупреждая опасения читателей, отметим, что законом не предполагается «отнимать» собственность у законных правообладателей. Важно понимать, что «внесение сведений о выявленном правообладателе объекта» и «государственная регистрация права конкретного лица на объект недвижимости» - понятия не идентичные. Наличие в ЕГРН информации (назовём её условно справочной) о выявленном правообладателе не заменит государственную регистрацию прав на ранее учтённый объект. В случае обращения правообладателя с заявлением и правоустанавливающими документами такие справочные сведения будут прекращены в ЕГРН одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на ранее учтённый объект.
Конечно, наиболее безопасным способом защиты прав для владельцев недвижимости остаётся именно государственная регистрация таких прав в ЕГРН. При этом Федеральным законом устанавливается также нововведение об обязательности проведения процедуры внесения сведений о ранее учтённом объекте и одновременно государственной регистрации прав на такие объекты в случае обращения в орган регистрации непосредственно правообладателя объекта. Законодателем отменена государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости, в связи с чем госрегистрация для правообладателей будет бесплатной.
Федеральный закон имеет цель наполнения Единого государственного реестра недвижимости актуальными и достоверными сведениями о правообладателях ранее учтённых объектов, повышению степени защиты ранее возникших прав, принадлежащих таким лицам. Реализация Федерального закона позволит актуализировать реестр недвижимости, что будет способствовать более точному учёту правообладателей объектов недвижимости и позволит обеспечить эффективность сделок с недвижимостью.