Обряд по-башкирски

      Каковы особенности старинной башкирской свадьбы?

Из каких основных обязатель­ных частей состоял ритуал?

1. Сговор родителей о свадь­бе детей Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в. сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. В знак заключения брачного дого­вора родители жениха и невесты. Никах двух пар проходил на сцене, и все зрители смогли увидеть священный ритуал.

После этого состоялась цере­мония гражданской регистрации брака. Особенность ее была в том, что она полностью проходила на башкирском языке. В знак заключения брачного договора родители жениха и невесты пили бата, разведенный мед или кумыс из одной чашки. С этого момента девочка становилась не­вестой, и отец уже не имел права выдать ее за другого, хотя бы же­них и оказался потом неподходя­щей партией, вследствие ли своих качеств или по расстроившемуся материальному состоянию.

Если отец впоследствии не по­желает отдать за нареченного свою дочь, он обязан откупить ее.

Заручившись согласием сына и жены, отец отправлял к будущему тестю сватов (коза) или сам отправ­лялся к нему для переговоров.

2. Калым

При согласии отца невесты начина­лись переговоры о калыме.

У зауральских башкир калым со­стоял из лошадей, крупного рогатого и мелкого скота, из двух-трех рубах, занавеси (шаршау), пары сапог, платка (у богатых из женского ко­раллового головного убора (кашмау), халата из черной китайки, обшитого красным сукном и галуном (елзн), или простого суконного или карма­зинового. Все это шло в пользу не­весты, кроме лошадей, из которых одну получал отец девушки, а другая закалывалась на свадьбе.

Матери невесты жених дарил лисью шубу Синэ туны). У северо- восточных башкир средней зажиточ­ности калым состоял из 50-150 ру­блей денег, одной лошади, кобылы с жеребенком, двух коров с теленком, двух-трех овец и разной материи ру­блей на 15-20.

Были обязательные подарки: ло­шадь (баш аты) тестю, лисью шубу (инэ туны) теще, 10-15 рублей на расходы (тартыу аксаhы), лошадь, реже корову или барана на угощение в день свадьбы (туйлык), материал на платье невесте и деньги на ее обе­спечение (мэhэр). Теще не всегда да­рилась лисья шуба, иногда это могла быть овечья шуба или даже простой халат. Местами этот подарок носил особое название hot хакы, то есть «за молоко».

За исключением обязательных по­дарков, весь калым отдавался отцу невесты, который взамен его давал в приданое скот, деньги и прочее, нередко в большем размере, чем составлял калым. Кроме этого при­даного, собственницей которого считалась молодая, она получала от жениха так называемый «малый ка­лым» - шаль, халат, платок, рубаху, сапоги и сундук.

3. Перед малой свадьбой...

Дня за два до назначенного сро­ка малой свадьбы (ижап-кабул), первого посещения женихом не­весты, когда мулла формально заключал брачный договор, отец невесты приглашал к себе чело­век десять-двадцать родствен­ников, объявлял им о приезде гостей и просил приготовиться к их приему. Заручившись со­гласием, он через посланца при­глашал жениха, его отца, мать и указанных родственников к себе в гости.

Посланный возвращался от отца жениха с заранее выговоренной ло­шадью (туйлык).

Со стороны жениха, кроме его род­ной матери или близкой родствен­ницы, никто из женщин на свадьбу не ездил; поэтому родители ехали обычно в телеге или в санях, а все остальные - верхом.

Все прибывшие останавливались в доме отца невесты. Подавалось уго­щение - бешбармак - и начиналась раздача привезенных женихом и его родителями подарков: халатов, ру­бах, полотенец, лоскутов материи и прочего. На ночь гости расходились по заранее назначенным домам сва­тов, родственников со стороны неве­сты. На другой день резали лошадь, и ободрав ее, несколько женщин приглашали делающих посмотреть, жирна ли она. Гости хорошо знали, что их ждет, но все же собирались, сбрасывали с себя хорошие одежды, одевались во что попало и шли, а свахи, вооруженные грязными киш­ками лошади, поджидали их. Как только гости приближались, свахи с криком набрасывались на них, били их кишками с криками и шумом, за­вязывалась всеобщая потасовка.

4. Обряд бракосочетания (малая свадьба)

Обряд бракосочетания, как и похо­роны, у мусульман не считался рели­гиозным таинством, а являлся скорее гражданским обычаем. Совершался он не в мечети, а на дому. В дом тестя собирались старики, которые присутствовали раньше при сватов­стве. Приходил мулла с метрической книгой. Последний спрашивал отца жениха, берет ли он в жены своему сыну такую-то, дочь такого-то. Затем спрашивал отца невесты, отдает ли он свою дочь. При удовлетворитель­ных ответах мулла читал изречение из корана и записывал брачный до­говор в книгу. Мулле за сделку обыч­но платили один процент стоимости калыма. После ижап-кабул жених уже имел право посещать молодую на правах мужа в доме ее отца. Это посещение начиналось или после уплаты половины калыма и вручения теще, или после обмена подарками родителей брачующихся.

5. Празднество - туй

По выплате всего калыма моло­дой со своей родней отправлялся за женой к тестю. К его приезду тесть, если он был достаточно богат, устра­ивал празднество - туй. В противном случае прием молодого с его родней в доме тестя ограничивался скром­ным угощением в присутствии родни со стороны молодой. Туй продолжал­ся два-три дня, праздновался с утра до позднего вечера.

При богатой свадьбе устраивались скачки (бэйге) и борьба (кэрэш). В день скачек и борьбы собиралось много гостей, все они принимали участие в торжестве и в общей тра­пезе, предложенной хозяином. В этот же день свахи собирали Ьаба, то есть ходили по деревне и соби­рали чай, сахар, мясо, кумыс и про­чее. Собрав все это, они шли в одну из свободных изб и там угощали со­бравшихся гостей. Время проходило весело, при плясках, пении и игре курайсы.

6. Время отъезда молодых

Наконец, наступало время от­ъезда молодых. Подруга молодой и другие женщины родственни­цы, не желая расставаться с ней, устраивали всевозможные препят­ствия отъезду. Постель молодой они выносили в лес, заматывали и завязывали ее похитрее верев­кой, концы которой прятали под корни дерева. Молодую сажали на постель, из-за нее начиналась борьба между ее подругами и при­глашенными со стороны жениха женщинами. По словам И.Г. Геор­ги, спор из-за молодой происходил между женщинами и девушками, причем первые всегда одержива­ли верх.

Перед самым отъездом молодая прощалась со своими сородичами. Ходила она, окруженная своими подругами: четыре девушки держа­ли над молодой платок за четыре угла, остальные родственницы под­нимали плач. Молодая обходила всех родственниц и каждой из них что-нибудь дарила.

Родственницы одаривали молодую, кто чем мог: скотом, деньгами (руб­ли и полтинники шли на нагрудные украшения), лоскутками материй. Лоскутки эти (йыртыш) прикалыва­лись к головному убору молодой и к рубахе, ими она бывала увешана с ног до головы. После этого подруги одевали молодую в лучшие одежды и вели к телеге, на которой она должка была ехать, причем молодая оказы­вала всяческое сопротивление, не выходила из родного дома, пока отец или братья не подарят ей что-нибудь. Подруги с плачем и воплями прово­жали ее далеко за деревню.

Муж ехал впереди верхом на лоша­ди. При молодой оставались близкая родственница и сваха, которая при приближении к дому жениха вела ло­шадь молодой под уздцы и, прибли­зившись, кричала с каким товаром она приехала и чего он стоит. Отец молодого или замещающий его близ­кий родственник, поторговавшись, выкупал молодую.

7. Вступление молодой в дом мужа

При вступлении в дом мужа моло­дая трижды становилась на колени перед свекром и свекровью и трижды ее поднимали. Затем она раздавала мужниной родне подарки, родня в свою очередь одаривала ее. На сле­дующий день молодую вели на реку за водой с коромыслом (кэйзнтз) и ведрами (бизрэ). При этом она не­сла с собой маленькую серебряную монетку, привязанную к нитке, и бро­сала ее в воду, как бы в жертву во­дяному духу. Следящие за ней дети с дракой и шумом старались добыть эту монетку из воды. После этой це­ремонии жена, уже не стесняясь, от­крывала лицо мужу.

На ком могли жениться баш­киры?

В XIX веке башкиры не могли брать себе жен из своего рода или волости. Жен нередко брали за 100 км и более. В то же вре­мя часть башкир, за исключени­ем западной и северо-западной Башкирии, хотя уже и брали жен в пределах своего рода, но из дру­гих деревень, а если и из своей деревни, то непременно из друго­го аймака (ара, ырыу]. Во всяком случае брак не разрешался между родственниками в первых четырех поколениях. В брак между собой могли вступать только родственни­ки в пятом (тыуа ят) и шестом (ете ят) поколении, считавшиеся уже чужими, (По материалам «Энциклопедии обрядов и обычаев под редакцией Брудной Л.И., Гуревич З.М., Дми­триевой О.Л.)

О чем говорила посвящённым символика костюма?

Ценность традиционных костю­мов народов Поволжья и Урала в том, что они содержат некоторые элементы костюма тысячелетней посторонними  давности. В народной традицион­ной одежде оптимизированы не только материальные, но и духов­ные начала. У древних башкир су­ществовало поверье, как спастись от мяскяй-эби - ведьмы. Человек, за которым она гналась, должен был оторвать и бросить ворот свое­го платья, молясь при этом, после этого погоня прекращалась. Вместо души отдавали вышитый или мехо­вой (какого-либо зверя) воротник и этим спасались.

Охранную, гигиеническую функ­цию несли и налобные повязки - хараусы у башкирских женщин.

Хараусы украшались трудоемкой вышивкой. Их принято было но­сить в праздники и при гостях, демонстрируя свое высокое обще­ственное положение и богатство. У башкирских девушек, которым позволялось показывать красоту волос до замужества, на затылке сзади к волосам прикреплялся накосник - треугольник с преоблада­нием красного цвета, тоже охран­ного значения.

Использование элементов костю­ма замужней женщины для девушки считалось неприличным, и наоборот.

Что означали монеты в баш­кирском костюме?

В составе костюма тюркских народов издавна использовались серебряные монеты, которые применялись как подвески к во­лосам - сулпы и как бляхи в пе­ревязи -хасита. Нет сомнений, что кожаные полоски амазонок, надеваемые через плечо и най­денные в древних погребениях на территории Башкортостана архе­ологами, и хасита имеют общие исторические корни. Башкирские и татарские женщины также на­шивали на хасита самоцветы, се­ребряные и другие монеты.

Монеты, не бывшие в употре­блении, дарились мужчинами же­нам и дочерям. Женская одежда обильно украшалась монетами и самоцветами, количество монет и кораллов свидетельствовало о богатстве и социальном статусе семьи.

Тканевую поверхность зашива­ли чешуеобразно сначала метал­лическими пластинками, штам­пованными бляхами, позднее преимущественно серебряными монетами. Так изготавливались нагрудники, накосники, наспинни­ки, перевязи-хасита, монетками на цепочке украшались кольца, серьги, браслеты, ожерелья.

Материал относится к разделу
Поделиться:

Интернет-приемная
администрации Варненского района