«Вопрос-ответ»: Как фермеру оформить дом в крестьянско-фермерском хозяйстве
Управление Росреестра по Челябинской области в рамках рубрики «Вопрос-ответ» дает разъяснения по оформлению построенных домов. В частности, сегодня речь пойдет о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на индивидуальные жилые дома, которые расположены на сельскохозяйственных землях.
Напомним, что с марта 2022 года на земельных участках, предоставленных крестьянско-фермерским хозяйствам, разрешено строить, ставить на кадастровый учет и регистрировать права собственности на индивидуальные жилые дома. Эта возможность установлена Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 299-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ».
«Действительно, ранее на землях сельскохозяйственного назначения возводить можно было только строения, предназначенные для хранения и переработки сельхозпродукции. Это было неудобно для фермера, который, например, обрабатывал землю в одном месте, а жил с семьей далеко от собственного хозяйства. Сейчас у фермеров есть возможность построить или реконструировать дом для проживания на своей земле, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, то есть на пашне, пастбище и других аналогичных землях. Это положительно скажется на сельском хозяйстве. Оформление прав на такие объекты дает возможность развивать сельские территории: к домам можно будет прокладывать дороги, тянуть газ и создавать другую необходимую инфраструктуру», – отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Юрченко.
Какие требования предъявляются к собственнику при строительстве жилья на сельской земле?
Строить дом на сельхозземле можно с любым видом разрешенного использования (ВРИ), предусматривающим размещение зданий и сооружений, при условии, что земельный участок используется в соответствии с целевым назначением. В том числе на участках, на которых в документах не изменены старые виды разрешенного использования, отсутствующие в действующем классификаторе земельных участков, прежде всего это касается наиболее распространенного в недавнем прошлом назначения «для ведения фермерского хозяйства».
Какие есть ограничения на строительство жилья?
Для защиты сельских земель от массовой застройки жильем существует ряд ограничений:
– на участке разрешено построить только один дом, не выше трех этажей и площадью не более 500 кв. м;
– площадь застройки под домом должна составлять не более 0,25 % от площади земельного участка. То есть речь идет об участках примерно от 8 до 20 га;
– запрещается образование нового земельного участка (земельных участков) из участка, на котором расположен такой жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходной земли.
Региональные власти своими законами могут определить территории, на которых не допускается строительство жилых домов на сельхозземле.
Какова процедура регистрации построенного дома?
До 1 марта 2031 года для регистрации в упрощенном порядке жилого объекта в Росреестр необходимо предоставить технический план с его неотъемлемым приложением – декларацией об объекте недвижимости, а также правоустанавливающий документ на земельный участок (если права гражданина на участок не зарегистрированы).
Можно ли продать построенный дом на земле с/х назначения?
Жилой фермерский дом не может быть продан отдельно от участка.
Пресс-служба Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Челябинской области
«Вопрос-ответ»: Зачем собственнику недвижимости вносить в ЕГРН
адрес электронной почты
Управление Росреестра по Челябинской области продолжает цикл разъяснительных материалов по актуальным темам в сфере недвижимости. Сегодня в рамках рубрики «Вопрос-ответ» мы расскажем о том, зачем собственнику недвижимости вносить в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) адрес своей электронной почты и как это сделать.
Отвечает начальник отдела государственной регистрации недвижимости в электронном виде Светлана Шункова: Управление Росреестра по Челябинской области рекомендует южноуральцам внести в ЕГРН верные контактные данные, в частности, адрес электронной почты. Данная информация не является обязательной, она предоставляется по желанию собственника, но благодаря этому владелец недвижимости может оперативно получать из регистрирующего органа сообщения о действиях с его имуществом. К ним в том числе относятся уведомления о внесении в ЕГРН сведений об арестах, запретах совершать определенные действия с объектами недвижимости.
Отмечу, что ранее такие уведомления направлялись в бумажном виде почтовым отправлением по адресу, указанному в качестве места проживания собственника объекта. Теперь же уведомления о внесении в ЕГРН сведений об арестах и запретах должны направляться исключительно в электронном виде, в том числе по адресу электронной почты при наличии его в ЕГРН. Таким образом, для своевременного информирования правообладателей о внесенных изменениях в ЕГРН необходимо наличие у Росреестра сведений об адресе электронной почты.
Для того, чтобы данная информация была внесена в реестр недвижимости собственникам или их законным представителям следует подать соответствующее заявление в МФЦ (пошлина не взимается) или в электронном виде через сайт Росреестра (rosreestr.gov.ru). Кроме того, сделать это можно и в личном кабинете правообладателя (lk.rosreestr.ru).
Пресс-служба Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Челябинской области
Интервью о сделках с недвижимостью с участием несовершеннолетних
Управление Росреестра по Челябинской области уделяет большое значение правовому консультированию и просвещению детей и их законных представителей по вопросам оформления недвижимого имущества. Продолжая разъяснительные публикации в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям, который был 20 ноября, публикуем интервью с заместителем начальника отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения Натальей Малышевой. Она расскажет об особенностях оформления сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних.
Какие права имеют дети, которые владеют недвижимостью?
- Если исходить из общих норм гражданского права, а также понятия права собственности, то состоит оно из трех составляющих: владение, пользование и распоряжение. В целом, дети, которые являются собственниками недвижимости, имеют все эти правомочия практически в полном объеме, кроме распоряжения. Распоряжение осуществляется только при участии законных представителей и органов опеки.
Какие существуют категории несовершеннолетних лиц?
- Совершая сделку с недвижимым имуществом, собственником которого является ребенок, необходимо знать, что объем прав несовершеннолетнего собственника существенно отличается от объема прав совершеннолетнего. Необходимо учитывать данные особенности при совершении сделки с недвижимостью, иначе это может привести к ее недействительности.
Несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие 18 лет (совершеннолетия), подразделяются на две категории (ст. ст. 26, 28 ГК РФ): лица, не достигшие 14 лет и лица в возрасте от 14 до 18 лет - у них уже есть паспорт. Вторая категория лиц, в отличие от первой, наделена бОльшими правами при заключении сделок с недвижимостью.
С какого возраста можно оформить квартиру на ребенка?
- Дети могут быть владельцами недвижимости вне зависимости от возраста. Оформление жилья на ребенка дает гарантию, что к наступлению совершеннолетия он будет обеспечен собственной жилплощадью и никакие семейные обстоятельства не уменьшат его прав.
Кто может представлять интересы ребенка в имущественных сделках?
- Лица, не достигшие 14-летнего возраста (малолетние), в сделках не участвуют, их интересы представляют родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28, ст. 172 ГК РФ).
Дети в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с недвижимостью, но только при наличии письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей. Если сделка была совершена без согласия законных представителей ребенка, она может быть признана судом недействительной.
Как осуществляются сделки с недвижимостью, в которых принимают участие несовершеннолетние?
- Важно помнить, что детские права охраняются законом, поэтому они должны контролироваться родителями или иными законными представителями. В свою очередь, действия родителей, опекунов или попечителей по управлению имуществом детей подпадают под юрисдикцию органов опеки и попечительства. Более того, возраст несовершеннолетнего влияет на объем их полномочий при сделках.
Обязательно ли разрешение органов опеки при совершении сделки с участием детей или юридических действий, когда затрагиваются их интересы? На что, как правило, обращают внимание органы опеки?
- Недвижимость, собственник которой ребенок, является исключительно его имуществом. Родители, усыновители и опекуны не могут по своей воле продать, обменять, подарить, сдать в аренду, разделить или выделить доли из имущества ребёнка без предварительного разрешения органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 28 ГК РФ; п. 3 ст. 60 СК РФ).
При этом разрешение, выданное органом опеки и попечительства, как правило, содержит определенное условие. Например, приобретение в собственность ребенка иного недвижимого имущества взамен отчуждаемого. При выдаче разрешения органы опеки учитывают много факторов, в том числе местоположение объекта, приобретаемого взамен, его стоимость и многие другие условия.
Обращаю внимание, что без предварительного разрешения органов опеки опекун не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, в том числе: заключение договора купли-продажи, мены, аренды, залога (ипотеки); влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей; любых других действий, влекущих уменьшение стоимости имущества подопечного.
Как оформить квартиру на ребенка?
- Оформление недвижимости на ребенка возможно путем купли-продажи, а также можно ее подарить или завещать. Действующее законодательство предусматривает много способов приобретения в собственность. В отношении приобретения права на детей отличий почти не имеется, поскольку речь идет об увеличении имущества несовершеннолетнего.
Обязательно ли нотариальное удостоверение сделки?
- Нотариальное удостоверение договора купли-продажи, если собственником либо участником общей собственности продаваемого недвижимого имущества является несовершеннолетний – ОБЯЗАТЕЛЬНО. Данное требование законодательства направлено на защиту прав маленьких собственников.
Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (т.е. недействительность). Соответственно, в регистрации такой сделки будет отказано.
Могут ли родители распоряжаться квартирой ребенка?
- Жилье, оформленное на ребенка, является исключительно его имуществом, родители не имеют на него права собственности.
Родители или другие законные представители несовершеннолетнего не могут только по своей воле продать, обменять или подарить принадлежащую ему недвижимость. Они также не могут сдать собственность ребенка в аренду, передать в безвозмездное пользование или в залог, разделить имущество, выделить из него доли. На все нужно согласие органов опеки и попечительства – без этого никакие сделки, влекущие уменьшение имущества ребенка, невозможны.
Опять же продать квартиру с долей ребенка возможно только при условии наличия согласия органов опеки и попечительства, нотариального удостоверения сделки и исполнения условия органов опеки.
Как продать квартиру с несовершеннолетним собственником?
- Органы опеки одобряют сделки с недвижимостью, которая принадлежит детям, только в случае их выгоды – ребенок-собственник должен быть обеспечен альтернативной квартирой такой же или большей площади. Родителям или представителям ребенка придется доказать не только то, что он не останется без жилья, а также, что его жилищные условия не ухудшатся.
Разрешение на продажу квартиры, оформленной на несовершеннолетнего, можно получить при перемене места жительства и при исключительных обстоятельствах, касающихся интересов ребенка (например, в случае оплаты его лечения). Но решение этого вопроса остается, опять же, за органами опеки.
Может ли несовершеннолетний купить квартиру?
- Конечно, так как на приобретение не установлено ограничений. Если ребенку исполнилось 14-18 лет, то он действует в приобретении сам с согласия законных представителей. Если он еще маленький и ему не исполнилось 14 лет, то за него в сделке участвуют законные представители.
Знать основные требования законодательства при совершении сделок с недвижимым имуществом, в которых принимают участие дети или затрагиваются их интересы, или хотя бы иметь представление о необходимости защиты имущественных прав и предварительно обратиться за консультацией в современном мире действительно важно. Поэтому Управление Росреестра в дальнейшем продолжит цикл материалов по данной теме. Ведь повышение уровня правовой грамотности делает процесс получения государственных услуг в сфере недвижимости понятным и эффективным, позволяет гражданам обезопасить себя от мошенничества при сделках с жильем, а особенно с участием несовершеннолетних.
Пресс-служба Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Челябинской области
На Южном Урале завершена работа по государственной
кадастровой оценке земельных участков
Управление Росреестра по Челябинской области сообщает, что на территории региона завершена работа по определению кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которых содержались в государственном реестре по состоянию на 01.01.2021. В результате определена кадастровая стоимость более 1 млн 200 тысяч земельных участков, которая будет применяться с 1 января 2023 года.
Ознакомиться с результатами оценки можно на официальном сайте Министерства имущества Челябинской области. Для этого необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости. Также итоги кадастровой оценки размещены в Фонде данных государственной кадастровой оценки на сайте Росреестра (ссылка).
Отметим, что начиная с 2017 года, кадастровая стоимость определяется не независимыми оценщиками, как это было раньше, а бюджетным учреждением по единой методике, разработанной для всех объектов недвижимости.
После утверждения результатов государственной оценки у правообладателей существует возможность обратиться в бюджетное учреждение за предоставлением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.
«Если гражданин обнаружил, что для определения стоимости были использованы неверные данные об его объекте недвижимости, то существует возможность, после внесения в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, обратиться с заявлением об исправлении ошибок, – комментирует начальник отдела кадастровой оценки Управления Росреестра по Челябинской области Любовь Щелокова. – Такое заявление следует направить, указав на содержание ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также приложив по желанию документы, подтверждающие наличие указанных ошибок.
В случае выявления в ходе рассмотрения обращения о предоставлении разъяснений ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, они подлежат исправлению по решению бюджетного учреждения».
Пресс-служба Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Челябинской области
«Кредитные каникулы» по ипотеке действуют для мобилизованных
Управление Росреестра по Челябинской области разъясняет южноуральцам последние изменения законодательства в сфере ипотечного кредитования мобилизованных и участников специальной военной операции (СВО).
«Вопросы залога недвижимости, в том числе его государственной регистрации, регламентируются федеральным законодательством*. С развитием ипотечного рынка в указанный закон периодически вносятся соответствующие изменения. Так, в связи с объявлением с 21.09.2022 в России частичной мобилизации в Закон об ипотеке был внесен ряд поправок, касающихся поддержки заёмщиков, призванных на службу для участия в СВО, а также членов их семей», – сообщила заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Силаева.
Федеральным законом от 07.10.2022 № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в вооруженные силы РФ, лицами, принимающими участие в СВО, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в части особенностей изменения условий кредитного договора (договора займа), в том числе обязательства по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика.
Установлен порядок изменения условий обязательства, обеспеченного ипотекой, в части установления льготного периода, так называемых «кредитных каникул». Данный закон позволяет призванным и участникам СВО в любой момент в течение времени действия кредитного договора, заключенного до дня мобилизации, но не позднее 31 декабря 2023 года, обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период. Срок льготного периода рассчитывается как срок мобилизации, увеличенный на 30 дней, и продлевается на период нахождения участника в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях на излечении от увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в период военной службы по мобилизации в ВС РФ.
«Мобилизованный гражданин вправе определить дату начала льготного периода, но она не может быть установлена ранее 21 сентября 2022 года. В случае, если заемщик в своем требовании не определил дату начала льготного периода, то он исчисляется с даты направления требования кредитору, – прокомментировала заместитель управляющего Отделением Челябинск Уральского ГУ Банка России Наталья Кузьмина. – Такое требование представляется заемщиком способом, предусмотренным кредитным договором (договором займа) для взаимодействия заемщика и кредитора. Это может быть, например, электронная почта или телефон. Банк обязан рассмотреть заявку в течение 10 дней. О ее рассмотрении он уведомит заемщика тем же способом — по телефону, либо по электронной почте. Здесь следует отметить, что, если в течение 15 дней от банка никакого сообщения не поступило, это означает, что банк соответствующую заявку принял в работу, и заемщику предоставлен льготный период».
Вместе с требованием при направлении обращения в банк заемщик вправе приложить документы для подтверждения участия в военной спецоперации. При этом кредитору разрешено запрашивать сведения в Минобороны и ряде иных органов. В случае, если за кредитными каникулами обращается член семьи военнослужащего, то помимо требования об изменении условий кредитного договора, должен быть приложен документ, подтверждающий его статус в качестве члена семьи военнослужащего.
«В соответствии с законодательством данные изменения об установлении льготного периода подлежат внесению в запись об ипотеке Единого государственного реестра недвижимости», – отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Силаева.
*Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Пресс-служба Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Челябинской области
Управление Росреестра об особенностях регистрации линейных объектов недвижимости
В рамках рубрики «Вопрос-ответ» Управление Росреестра по Челябинской области разъясняет особенности государственной регистрации линейных объектов недвижимости. Дополнительные пояснения о понятии линейного объекта, проведении правовой экспертизы и порядке предоставления документов на кадастровый учет и госрегистрацию прав на земельные участки, на которых возведены линейные объекты, требуются заинтересованным лицам. Тема актуальна и для представителей бизнес-сообщества региона.
«В виду специфического характера линейных объектов вопросы правового регулирования осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на линейные объекты недвижимости являются одними из наиболее сложных, юридические аспекты иногда требуют дополнительных пояснений. Управление Росреестра оказывает такую правовую помощь, выходит с разъяснениями, проводит встречи с предпринимателями», - комментирует начальник отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Росреестра по Челябинской области Юлия Коваленко.
Понятие линейных объектов содержится в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Так к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Государственный кадастровый учет (ГКУ) и государственная регистрация прав (ГРП) на линейные объекты недвижимости осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В частности, ст. 40 ФЗ № 218-ФЗ устанавливает общие правила проведения регистрации на вновь созданные объекты недвижимости:
В отношении объектов недвижимости, для строительства которых требовалось получение разрешения на строительство, ГКУ и ГРП осуществляются на основании:
1) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
2) правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута
В отношении объектов недвижимости, для строительства которых не требовалось получение разрешения на строительство:
1) технический план объектов недвижимости
2) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных для ГКУ и ГРП на линейные объекты, государственным регистратором проверяется наличие признаков отнесения таких объектов к объектам недвижимого имущества.
При решении вопроса отнесения линейного объекта к объектам недвижимости учитываются:
- соответствие объекта понятию недвижимого имущества, содержащемуся в ст. 130 ГК РФ;
- наличие нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой режим линейных объектов (ФЗ «О связи»; ФЗ «Об автомобильных дорогах»)
- судебная практика, заключающаяся в том, что вопрос об отнесении конкретного имущества к недвижимому разрешается на стадии его создания (в соответствии с положениями ГрК РФ, применяемыми в отношении объектов капитального строительства), то есть на стадии подготовки проектной документации;
- факт того, что в ходе кадастровой деятельности согласно пункту 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Законом N 218-ФЗ, а за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в технический план кадастровый инженер несет предусмотренную законом ответственность.
Как отмечает, Департамент недвижимости Минэкономразвития России (письмо от 29.07.2019 N Д23и-25714) сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.
Еще одним важным вопросом, устанавливаемым при проведении правовой экспертизы, является определение необходимости получения разрешительной документации для строительства линейных объектов.
Объекты для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, перечислены в п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. В отношении линейных объектов – это объекты, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, а также иные объекты в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В настоящее время таким нормативно-правовым актом Правительства РФ является постановление Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В указанном документе перечислены виды линейных объектов, для строительства которых не требуется получение разрешений на строительство. Это:
- линии связи и сооружения связи, не являющиеся особо опасными, технически сложными объектами связи;
- линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты;
- тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
- водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм;
- линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм;
- линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;
- автомобильные дороги IV и V категории;
- объекты, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно
При проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для установления факта необходимости получения разрешения на строительство либо возможности строительства объектов без получения такого разрешения государственными регистраторами учитываются сведения о линейном объекте, содержащиеся в техническом плане, подготовленном кадастровым инженером.
В свою очередь, кадастровые инженеры при подготовке технических планов должны использовать проектную документацию линейного объекта.
Информация о технико-экономических характеристиках проектируемого линейного объекта (категория, протяженность, проектная мощность, пропускная способность, грузонапряженность, интенсивность движения, сведения об основных технологических операциях линейного объекта в зависимости от его назначения, основные параметры продольного профиля) указывается в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана.
Учитывая, что в настоящее время исключена необходимость представления для осуществления учетно-регистрационных действий проектной документации, ответственность за внесение в технический план сведений, позволяющих определить отсутствие необходимости получения разрешительной документации для строительства линейного объекта, полностью несет кадастровый инженер, подготовивший такой технический план.
Представление на ГКУ и ГРП документов на земельные участки, на которых возведены линейные объекты.
По общему правилу для регистрации права собственности на линейный объект необходимо предоставить правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута или документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Решение об установлении публичного сервитута может быть принято в целях (ст. 39.37 ЗК РФ):
- строительства объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
Перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300. В частности, к таким объектам относятся:
- подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
- водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
- линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
- линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
- нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
- тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В качестве документа, подтверждающего возможность размещения таких созданных сооружений, без предоставления земельного участка или установления сервитута, представляется разрешение уполномоченного органа.
На территории Челябинской области порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены приказом Министерства имущества Челябинской области от 30.06.2015 № 178-П.
В отношении использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов действует приказ Минприроды России от 10.07.2020 N 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута».
В техническом плане объекта недвижимости, подготовленном на линейный объект недвижимости, должны быть указаны сведения обо всех земельных участках, под (над) поверхностью которых размещены линейные объекты, а также земельные участки, на которых расположены наземные части линейного объекта.
Основными замечаниями, выявляемыми при осуществлении ГКУ и ГРП на линейные объекты, являются:
- не представлены документы, подтверждающие право заявителя на использование земельные участки, на которых находятся опоры линейного объекта;
- не представлены документы на использование земельных участков в лесничестве,
- создаваемый линейный объект расположен в границах охранных зон, при этом отсутствует согласование сетевых организаций на строительство объекта;
- в техническом плане объекта недвижимости не указаны все земельные участки, на которых размещен линейный объект.
Пресс-служба Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Челябинской области
С 1 декабря 2022 года получить сведения из госфонда данных
южноуральцы могут в Кадастровой палате
Управление Росреестра по Челябинской области завершает работы по передаче в региональный филиал Кадастровой палаты материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ). Всего передано более 248 тысяч документов, а именно: землеустроительные дела на земельные участки, проекты землепользования, перераспределения земель, материалы инвентаризации земель, ортофотопланы и иные документы.
Согласно действующему законодательству публично-правовая компания «Роскадастр» (ППК «Роскадастр») будет осуществлять полномочия по ведению ГФДЗ, а также заниматься переводом документов, содержащихся в нем, в электронный вид. В настоящее время функции, полномочия и деятельность, осуществление которых возлагается на ППК «Роскадастр», закреплены за Кадастровыми палатами до завершения процедуры их реорганизации. Поэтому все материалы и данные ГФДЗ подлежат передаче в Кадастровую палату, а в последующем, с января 2023 года, функции по ведению ГФДЗ будут закреплены за ППК «Роскадастр». За исключением материалов, сведения которых составляют государственную тайну.
Таким образом, с 1 декабря 2022 года за получением документов из ГФДЗ южноуральцам следует обращаться в Кадастровую палату региона. Заявление о предоставлении документов в электронном виде можно направить на адрес электронной почты: filial@74.kadastr.ru или подать при личном обращении по адресу: г. Челябинск, ул. Пограничная, 6. Напомним, что за получение сведений из ГФДЗ государственная пошлина не предусмотрена.
«Челябинская область вошла в число пилотных регионов России, в которых передача материалов ГФДЗ должна быть завершена до 1 декабря текущего года, – комментирует заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Андрей Жарков. – На сегодняшний день мы практически завершили процесс передачи документов в Кадастровую палату по Челябинской области. Объем данных составил 248 тысяч 481 документ. Ранее все эти материалы были переведены Управлением Росреестра в электронный вид. Как показывает практика, помимо физических лиц, такие документы востребованы у кадастровых инженеров, представителей судебных и правоохранительных органов».
«Передача полномочий никак не отразится на получателях государственных услуг, – уточняет заместитель директора Кадастровой палаты по Челябинской области Альфия Янбердина. – С августа наши специалисты во всех отделах проходили обучение у коллег из Управления Росреестра, подробно, на практике, изучали все тонкости процесса. Всё готово к полноценному и качественному предоставлению сведений».
Пресс-служба Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Челябинской области
На Южном Урале сведения о 13 тыс. аварийных
объектах недвижимости внесены в ЕГРН
Управление Росреестра по Челябинской области сообщает, что в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесены сведения о признании непригодными для проживания, аварийными, подлежащими сносу или реконструкции в отношении 13 364 объектов недвижимости. Более 12 тысяч из этого числа являются помещениями.
В феврале 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 26 мая 2021 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Согласно документу выписка из реестра недвижимости должна в обязательном порядке содержать информацию о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также иметь сведения о непригодности жилья для проживания.
До 1 июля текущего года информация о домах и жилых помещениях, признанных аварийными ранее, была представлена в орган регистрации прав. В дальнейшем, в случаях признания многоквартирного дома аварийным или жилого дома и помещения непригодным для проживания, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оперативно направлять в Росреестр документы для внесения в реестр недвижимости соответствующих сведений.
«В настоящее время южноуральцы, заказывая выписку из ЕГРН, могут узнать об отнесении дома к статусу «аварийного» и, следовательно, подлежащего сносу или реконструкции, – отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Юрченко. – Данная информация поможет обезопасить гражданина от покупки аварийной недвижимости, тем самым исключая риск приобретения непригодных для проживания квартиры или дома».
Пресс-служба Управления Росреестра и
Кадастровой палаты по Челябинской области
Управление Росреестра напоминает о «телефоне доверия»
Управление Росреестра по Челябинской области информирует о работе «телефона доверия» 8(351)237-94-51.
«Телефон доверия» Управления Росреестра продолжает функционировать для того, чтобы у любого гражданина или представителя бизнеса была возможность в формате 24/7 сообщить о коррупционных проявлениях и несоблюдении специалистами Управления установленных законом требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, если таковые имели место быть.
Работает «телефон доверия» в круглосуточном автоматическом режиме, он оснащен системой записи поступающих обращений. Кстати, анонимные звонки и надиктованные на этот телефон сообщения, не касающиеся действий гражданских служащих и работников Управления Росреестра по Челябинской области, не рассматриваются.
За прошедший период 2022 года сообщений, содержащих признаки коррупции, на «телефон доверия» Управления Росреестра не поступало.
Напоминаем, для получения консультаций в сфере недвижимости и направления иного рода обращений существуют другие каналы связи, в том числе колл-центр Управления: 8 (351) 237-27-90, 237-27-91, 237-27-92.
Пресс-служба Управления Росреестра и Кадастровой палаты
по Челябинской области