Библиотекарь Варненской центральной библиотеки посетила старшеклассников с лекцией о сквернословии. 10-ый класс для такой темы был выбран в силу того, что подростки в этом возрасте уже вполне способны психологически саморегулироваться, в отличие от 10-12 летних.
Вначале библиотекарь предположила: что было бы, если человечество вдруг оказалось без языка как средства общения людей между собой? Для этого учащиеся попробовали игру «Крокодил», условие которой – отгадать слово, которое участник игры показывает без слов, при помощи пантомимы.
Учащиеся посмотрели фильм о научном исследовании влияния определённых слов на структуру воды. По теории японского учёного, вода «запоминает» информацию как положительную, так и негативную.
Далее речь зашла об особой категории слов – нецензурной лексике. Библиотекарь рассказала об исторических корнях сквернословия, о том, как наказывалось словесное оскорбление в Древней Руси, во времена Советского Союза, в наши дни (Федеральный Закон). Так же рассказ коснулся причин подросткового сквернословия.
Чтобы не попасть под деструктивное влияние нецензурной брани, ребятам было предложено пополнять свой лексикон культурными литературными словами и тренировать дикцию. Для этого необходимо придерживаться особых правил:
1) Читать художественную классическую литературу;
2) Узнавать и запоминать новые, сложные, красивые слова;
3) Использовать эти слова в своих письменных текстах и в устной речи;
4) Читать вслух.
Так же вниманию учащихся был представлен обзор книг по риторике и книг о русском языке.
Библиотекарь Коренюгина О. А.