Земля обид не прощает
наша справка:
Валерий Иванович Корсаков.
Место и год рождения: с. Париж Нагайбакского района Челябинской области.
Образование: высшее. Окончил Курганский сельскохозяйственный институт по специальности: экономист-организатор сельхозпроизводства.
Место работы: глава крестьянского хозяйства «Подснежник».
Семейное положение: женат. Жена — Корсакова Татьяна Ивановна, директор Центра занятости населения Варненского района
Дети: сын Сергей, начальник смены пивоваренной кампании «Балтика». Сын Дмитрий, инженер КХ «Подснежник».
— Валерий Иванович, считаете ли Вы День российского предпринимательства Вашим профессиональным праздником? И вообще хотелось бы узнать Ваше мнение к предпринимательской деятельности в России? Кого Вы считаете предпринимателем?
— Своим профессиональным праздником считаю День сельского хозяйства. К предпринимательской деятельности отношусь положительно. Предприниматель — тот человек, кто владеет предприятием, делец.С большим уважением отношусь к тем предпринимателям, кто производит, реализует именно свою продукцию. Предприниматели, осуществляющие деятельность по принципу «купи-продай», мне не интересны, хотя они также нужны обществу. Меня настораживает, что большинство предпринимателей в нашей стране выбирают именно такой путь. Они только торгуют, ничего не производя.
— Производство зерна трудоемко и не всегда приносит прибыль, почему Вы не пошли по более легкому пути, а решили заняться сельским хозяйством?
— Мы занимаемся производством пшеницы мягких и твердых сортов. Из нашей продукции для людей выпекают хлеб, производят макароны, делают спирт и даже лекарства. Хлеб всему голова, поэтому после ухода с поста заместителя главы по экономике я занимаюсь этим благородным делом. Я — специалист сельского хозяйства и решил приложить свои знания и опыт в сельское хозяйство, и об этом не жалею.
— В каком году было создано Ваше КХ? Почему выбрали для своего предприятия такое нежное название — «Подснежник»? Какой смысл Вы вкладываете в это название? Вы романтик?
— Семейное крестьянское хозяйство было создано в декабре 1991 года, назвали мы его «Подснежник». Да, я романтик, может, поэтому и для своего предприятия выбрал такое название. Я люблю этот первый весенний цветок, который, к сожалению, живет лишь несколько дней. Вопреки этому крестьянское хозяйство «Подснежник» должно жить вечно. Для этого я приложу все усилия.
— Валерий Иванович, вы непосредственно работаете на земле, с какими проблемами столкнулись в процессе работы?
— На земле я работаю фермером уже 20 лет, и постоянно сталкиваюсь с одной главной проблемой: несоответствие закупочной цены на пшеницу и затратами на ее производство. Стремительный рост цен на ГСМ, запчасти, электроэнергию, сельхозтехнику просто неудержим. Государство не заинтересовано в решении этой проблемы, ссылаясь на рыночные отношения. Дошло до того, что дизельное топливо стало стоить дороже бензина марки 95, а молоко при этом стоит дешевле минеральной воды. Продовольственная пшеница 3 класса с клейковиной 30 % ОАО «Варненским КХП» закупается по цене ниже реализации отрубей. Как говорится, комментарии тут излишни.
— Несмотря на проблемы, Ваше предприятие за эти годы все же выросло? Каких объемов достигли?
— Каждый предприниматель знает, что стоять на месте нельзя, иначе крах неизбежен, поэтому мы делаем все, чтобы наше хозяйство развивалось. В 1991 году на момент организации КХ «Подснежник» нам было выделено 45 га пашни, в настоящее время землепользование хозяйства составляет 3300 га. Площади возросли в 73 раза. При этом объем производства зерна увеличился в 79 раз. Растет и урожайность каждого гектара. За последние десять лет КХ дважды добивалось урожайности пшеницы более 30 ц/га. С 1998 года хозяйство ежегодно работает стабильно, прибыльно. Даже в засушливый 2010 год мы получили более 2 млн. рублей прибыли. Это позволяет нам и дальше развивать наше хозяйство.
— Понятно, что Ваш бизнес не однодневка, есть ли у Вас преемники, кто продолжит Ваше дело, и каковы планы, перспективы развития вашего предприятия?
— Мне бы хотелось несколько слов сказать о своих наставниках. В период становления было, конечно, тяжело. Часто на помощь приходили учителя-фермеры: А. И. Герасименко и Н. М. Чирков. Я им бесконечно благодарен.Сейчас, увы, я уже не молод, но я горд тем, что у меня есть два сына, которые готовы продолжить мое дело. Младший сын Дмитрий с 2006 года непосредственно работает в КХ. После окончания Челябинской агроинженерной академии он — моя правая рука.На будущее у нас один план: работать, работать и работать, обеспечивая нормальную работу крестьянского хозяйства. Земля бездельников не любит, обид не прощает. Она, как человек, все понимает.Что касается планов на будущее, то в настоящее время мы определились с оптимальным размером землепользования, и в дальнейшем наращивание объемов производства пойдет по пути роста урожайности каждого гектара за счет совершенствования агротехники, возделывания земли, внедрения новых перспективных сортов пшеницы, приобретения современной сельхозтехники. Уже завезли элитные сорта: «Жемчужина Сибири», «Омская 38№, закупили два новых комбайна, шесть тракторов и необходимый набор сельхозинвентаря.В крестьянском хозяйстве сложился работоспособный коллектив. Бригада из восьми человек в срок и с хорошим качеством обеспечивает выполнение всего комплекса весенне-полевых и уборочных работ.Зарплата каждого механизатора с учетом выданного зернофуража и сена превышает 200 тысяч рублей за сезон (май — октябрь).
— Существует ли государственная поддержка развитию малого бизнеса, и в чем это выражается?
— Справедливости ради надо сказать, что в последние годы государственная поддержка развитию фермерства возросла. В настоящее время мы получаем субсидии по возмещению части затрат на выплату процентов банка, приобретение элитных семян, удобрений. В 2010 году государство впервые возместило 80 % материального ущерба от гибели посевов в связи с засухой. В текущем году фермерам выделили дизельное топливо по оптовым ценам на 7-8 рублей за литр ниже рыночных цен. Наше хозяйство работает рентабельно, поэтому у нас нет проблем в получение кредитов банка. В текущем году «Россельхозбанк» до 10 процентов годовых уменьшил процентную ставку за пользование краткосрочным кредитом. Причем, семь из них субсидируется (возмещается) из областного и федерального бюджетов. Это очень выгодно.
— Валерий Иванович, сейчас все говорят, а Вы об этом знаете, как никто, что деревня вымирает. На ваш взгляд, есть ли у деревни шансы на выживание? Что нужно для этого сделать?
— Правде надо смотреть в глаза, и это действительно так: деревня вымирает. Медленно, но верно! Извините за прямоту, но у меня складывается такое ощущение, что село является обузой для государства. Вроде чемодана без ручки: нести тяжело, а бросить жалко.
Только в Варненском районе с 1991 года не построено ни одного коровника и свинарника, а разрушено их более двухсот. Поголовье скота снизилось в восемь раз, обанкротились СПК «Казановка», «Лейпциг», «Владимировка», «Кулевчинское», «Николаевское». Например, только в селе Казановка опустели все коровники, свинарники, конюшни, откормочные площади, столовая, общежитие, котельная, Дом культуры, закрыта школа. Многие из них уже сравняли с землей, то есть разобрали. Сегодня здесь нет даже лошадей для пастьбы скота. Есть ли шанс у деревни выжить: трудно сказать. Я уже говорил, что государство оказывает поддержку развитию сельского хозяйства, но этих
мер явно недостаточно. Для нормальной жизнедеятельности села проблемы необходимо решать не однобоко, а в комплексе, ведь село — это не только сельхозпроизводство, но и социальная сфера. Чтобы молодежь оставалась в деревне, возвращалась после окончания учебных заведений, нужно многое. Это: оплачиваемая работа, благоустроенное жилье, нормальные дороги, школа, детсад, места отдыха и культуры, частное подворье. Решить все проблемы села, конечно, не просто, нужны огромные бюджетные средства. Если государство, действительно, хочет возрождения и развития деревни, то необходимо пойти на капиталовложения. Страна у нас не бедная, есть и умы, есть и ресурсы, находятся ведь миллиарды долларов на проведение олимпиад и чемпионатов мира. Это мое мнение.
— По Вашим прогнозам, каким будет это лето? Будет ли оно удачным для варненских фермеров?
— По прогнозам, предстоящее лето будет не таким жарким, как в прошлом году. В настоящее время наличие влаги в почве значительно выше, чем в 2010 году, это позволяет нам надеяться на урожай. Однако в нашем деле, вряд ли хороший урожай прибавит нам денег. Существует такая закономерность: чем выше урожай, тем ниже закупочная цена на зерно. Это как в опыте с сообщающимися сосудами: если где-то добавить, в другом месте обязательно убавится. Рынок часто не справедлив к фермеру, но плакаться не стоит — надо лучше работать и надеяться только на самого себя.
Наталья МОЧАЛКИНА