Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Систематически органы прокуратуры выявляют нарушения законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан организациями, осуществляющими публично значимые функции.

В соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

В соответствии со статьёй 5.59 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.59 КоАП, может быть возбуждено исключительно прокурором, который в соответствии со статьёй 28.4 КоАП выносит по этому поводу мотивированное постановление.

Наиболее распространённые нарушения при рассмотрении обращений - игнорирование 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан (статья 12 Федерального закона), а также несоблюдение требований закона об уведомлении заявителей о переадресации обращения для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в нем вопросов (часть 3 статьи 8 Федерального закона).

Кроме того, дело по ст. 5.59 КоАП РФ может быть возбуждено, в том числе, в случаях нарушения сроков регистрации обращения; запрета направлять жалобу гражданина должностному лицу, чьи действия обжалуются, и др.

Субъектами, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ, являются только должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

Организации всех форм собственности, а также их должностные лица не являются субъектами, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, поскольку на них не распространяются требования указанного Федерального закона, касающиеся порядка и сроков рассмотрения обращений граждан.

Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру по месту расположения органа (организации, учреждения), либо в суд. Возбудить дело об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ вправе прокурор.

Сроки привлечения виновных должностных лиц к ответственности по статье 5.59 КоАП РФ истекают по прошествии трех месяцев с момента совершения правонарушения. В связи с этим, гражданам необходимо своевременно обращаться с соответствующими жалобами в органы прокуратуры непосредственно после совершения правонарушений.

Осуществляя надзор за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, прокурор не ограничен в применении актов прокурорского реагирования. Вместе с тем привлечение лица к административной ответственности является наиболее действенной мерой прокурорского реагирования, носящей превентивный характер.

Материал относится к разделу
Поделиться:

Интернет-приемная
администрации Варненского района