Проблема доступности чистой питьевой воды в той или иной мере затрагивает жителя любого населенного пункта, поскольку данный ресурс является одним из средообразующих факторов. Поэтому для целей питьевого водоснабжения должны использоваться пригодные, защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В соответствии со ст.43 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, используемые для целей питьевого водоснабжения должны быть обеспечены зонами санитарной охраны с определенным ограничением в их пределах различной деятельности, строительства, размещения объектов сельскохозяйственного назначения и т.п.
Указанные зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков и считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости (ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом важности данной сферы правового регулирования законодатель существенно ужесточил ответственность на нарушение режима использования территорий в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения населения. В соответствии со ст.8.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при нарушении режима использования указанных территорий гражданин может быть подвергнут административному штрафу в размере от 3 до 20 тыс. рублей. При этом для юридического лица предусмотрено гораздо более суровое наказание, за нарушение режима использования территории:
- в 3-м поясе зоны санитарной охраны – штраф до 500тыс. рублей;
- во 2-м поясе зоны санитарной охраны – штраф до 600тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- в 1-м поясе зоны санитарной охраны – штраф до 1млн. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Заместитель Магнитогорского
природоохранного прокурора
Д.А. Баглаев