Декларирование гражданами активов и счетов за рубежом
Добровольное декларирование физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках действует до 31 декабря 2015 года (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ).
Это значит, что до конца года заявители могут задекларировать свое имущество (недвижимость, ценные бумаги, контролируемые иностранные компании, банковские счета), в т.ч. контролируемое через номинальных владельцев.
Цель закона о добровольном декларировании - обеспечить правовые гарантии сохранности капитала и имущества физических лиц, защитить имущественные интересы граждан, в т.ч. за пределами России, а также создать стимулы для добросовестного исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Закон предоставляет декларантам следующие гарантии:
- защиту декларируемых сведений в ФНС России (налоговую тайну) и ее нераспространение другим государственным органам без согласия декларанта;
- неиспользование декларируемых сведений в качестве доказательств правонарушений, совершенных до 1 января 2015 года;
- освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, связанные с приобретением (формированием) капиталов, совершенные до 1 января 2015 года;
- возможность передачи имущества от номинала фактическому владельцу без налоговых последствий.
Декларацию можно представить в налоговый орган на бумажном носителе лично либо через уполномоченного представителя. Форма специальной декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. При этом печатную форму декларации можно подготовить с помощью программного обеспечения на сайте ФНС России (версия 4.41 изменения 3).
Физические лица вправе представить специальную декларацию непосредственно в ФНС России по адресу: г. Москва, Рахмановский пер. д. 4, стр.1. Декларацию также можно представить в налоговые органы по месту жительства (месту пребывания). Для удобства можно воспользоваться сервисом «Онлайн запись на прием в инспекцию».
Программа добровольного декларирования
Добровольное декларирование физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках действует до 31 декабря 2015 года (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ).
Это значит, что до конца года заявители могут задекларировать свое имущество (недвижимость, ценные бумаги, контролируемые иностранные компании, банковские счета), в т.ч. контролируемое через номинальных владельцев.
Цель закона о добровольном декларировании - обеспечить правовые гарантии сохранности капитала и имущества физических лиц, защитить имущественные интересы граждан, в т.ч. за пределами России, а также создать стимулы для добросовестного исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Закон предоставляет декларантам следующие гарантии:
- защиту декларируемых сведений в ФНС России (налоговую тайну) и ее нераспространение другим государственным органам без согласия декларанта;
- неиспользование декларируемых сведений в качестве доказательств правонарушений, совершенных до 1 января 2015 года;
- освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, связанные с приобретением (формированием) капиталов, совершенные до 1 января 2015 года;
- возможность передачи имущества от номинала фактическому владельцу без налоговых последствий.
Декларацию можно представить в налоговый орган на бумажном носителе лично либо через уполномоченного представителя. Форма специальной декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. При этом печатную форму декларации можно подготовить с помощью программного обеспечения на сайте ФНС России (версия 4.41 изменения 3).
Физические лица вправе представить специальную декларацию непосредственно в ФНС России по адресу: г. Москва, Рахмановский пер. д. 4, стр.1. Декларацию также можно представить в налоговые органы по месту жительства (месту пребывания). Для удобства можно воспользоваться сервисом «Онлайн запись на прием в инспекцию».
Минфин России разъяснил порядок
В соответствии с п. 10 ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование, в котором установлен указанный сбор, на сумму соответствующего торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 28.07.2015 № 03-03-10/43490, указанная норма может применяться ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в случае представления в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учёт в качестве плательщика торгового сбора соответствующего участника консолидированной группы.
Также, в письме Минфина от 13.08.2015 № ПА-4-11/14285@ сообщается, что до внесения изменений в форму налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и порядка её заполнения по строке 130 раздела 2 «Расчёт налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставкам» отражается сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате (доплате) в бюджет, скорректированная на суммы торгового сбора, уплаченного в налоговом периоде. В этом случае одновременно с налоговой декларацией целесообразно направлять в налоговый орган пояснительную записку.
Указанные разъяснения доведены до налоговых органов письмами ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14100@ и от 13.08.2015 № ГД-4-11/14285@. Подробная информация по вопросам уплаты торгового сбора доступна в Интернет – сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
Минфин России разъяснил порядок
Требования, при нарушении которых налогоплательщик теряет право на применение упрощённой системы налогообложения, определены в ст. 346.12, 346.14 и 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысили 60 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжить применение упрощённой системы налогообложения в следующем налоговом периоде.
При этом, согласно п. 6 ст. 346.13 Кодекса налогоплательщик вправе самостоятельно перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 14.07.2015 № 03-11-09/40378, если уведомление о переходе на иной режим налогообложения в порядке, предусмотренном п. 6 указанной статьи Кодекса, в налоговый орган в установленный срок не направлено, такой налогоплательщик применять иной режим налогообложения не вправе.
Указанная позиция доведена до налоговых органов письмом ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14234@. Подробная информация по вопросам применения упрощённой системы налогообложения доступна в Интернет – сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
Минфин России разъяснил порядок
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ внесены изменения в ст. 184 Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления освобождения от уплаты акциза. В частности, определены налогоплательщики – организации, имеющие право на освобождение от уплаты акциза без предоставления банковской гарантии.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 16.07.2015 № 03-07-15/41049, право на освобождение от уплаты акцизов при реализации производственных подакцизных товаров на экспорт без предоставления в налоговый орган банковской гарантии распространяется на операции, осуществляемые с 01.07.2015 года.
Указанная позиция доведена до налоговых органов письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13685@. Подробная информация по вопросам уплаты акцизов доступна в Интернет – сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
Минфин России разъяснил порядок
В соответствии с п. 8 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации в случае осуществления вида деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе дополнительно уменьшить сумму налога по объекту налогообложения от указанного вида деятельности на сумму торгового сбора, уплаченного в течение налогового (отчётного) периода.
По мнению Минфина России, изложенному в письме Минфина России от 23.07.2015 № 03-11-09/42494, в целях применения указанной статьи налогоплательщики обязаны вести раздельный учёт доходов и расходов по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого уплачивается торговый сбор. Налогоплательщики, применяющие упрощённую систему налогообложения (далее – УСН) с объектом налогообложения доходы и осуществляющие несколько видов деятельности, вправе уменьшить исчисленный налог на сумму торгового сбора только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. Соответственно, налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, сумму уплаченного торгового сбора учитывают в составе расходов.
При этом в соответствии с позицией Минфина России, изложенной в письме от 15.07.2015 № 03-11-09/40621, индивидуальный предприниматель, проживающий, например, в Московской области, и применяющий УСН, при осуществлении торговой деятельности через объект недвижимого имущества, находящийся в Москве, уменьшить сумму налога, уплачиваемого в бюджет Московской области, на сумму торгового сбора не вправе.
Указанная позиция доведена до налоговых органов письмами ФНС России от 12.08.2015 №№ ГД-4-3/14233@ и ГД-4-3/14230@. Подробная информация по вопросам применения упрощённой системы налогообложения доступна в Интернет-сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
Обновлён перечень IT-компаний
В соответствии с пунктом 6 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации указанные организации имеют право не применять установленный порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика.
Ознакомиться с электронной версией реестра можно на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Минфин России разъяснил порядок
Организация, вне зависимости от её налогового статуса, вправе обратиться в налоговый орган c заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении условий, указанных в п. 1 и п. 3 ст. 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
При определении совокупной суммы налогов учитываются налоги, подлежащие уплате (перечислению) организацией – налогоплательщиком и (или) налоговым агентом. Суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации, определяются в соответствии со ст. 173 и 202 Кодекса.
В случае, если соглашение об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанное с присоединением к такой группе новой организации (за исключением случаев реорганизации такой группы), было зарегистрировано налоговым органом в 2014 году, то такая организация была вправе подать не позднее 01.07.2015 заявление о проведении с 01.01.2016 налогового мониторинга в отношении всех исчисляемых ею налогов и сборов, за исключением налога на прибыль организаций, исчисляемого с консолидированной налоговой базы этой группы.
Участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе с 01.01.2016 по 01.07.2016 года вправе подать заявление о проведении налогового мониторинга с 01.01.2017 года. При этом, Минфин России полагает целесообразным проведение мониторинга в части налога на прибыль организаций в отношении всех участников консолидированной группы. Таким образом, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга в части доходов, которые не учитываются при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и другим налогам. Указанная позиция изложена в письмах Минфина России от 10.07.2015
№№ 03-02-07/2/39776, 03-02-07/2/39909 и доведена до налоговых органов письмами ФНС России от 04.08.2015 №№ ЕД-4-15/13590@ и ЕД-4-15/13591@. Подробная информация по вопросам создании консолидированной группы доступна в Интернет – сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
Минфин России разъяснил порядок
В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 266 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для налогоплательщиков – кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 297.3 Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.
Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 23.03.2015 № 03-03-10/15689 организации, применявшие общий режим налогообложения до 1 января 2014 года и продолжившие его применение после 1 января 2014 года, а также организации, перешедшие с 1 января 2014 с упрощённой системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе в 2014 году в отношении задолженности, связанной с невыплатой основного долга и процентов по договорам займа, заключённым до 1 января 2014 года, создавать вышеуказанные резервы.
Неучтённые доходы в виде процентов по долговым обязательствам, заключённым в период применения упрощённой системы налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения необходимо отразить в составе доходов в том отчётном (налоговом) периоде, в котором осуществлён такой переход.
Указанная позиция доведена до налоговых органов письмом ФНС России от 14.08.2015 № ГД-4-3/14371@, полный текст которого доступен в Интернет-сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов» на сайте www.nalog.ru.
ФНС России разъяснила порядок
Согласно пункту 8 статьи 346.21 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 указанной статьи Кодекса, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчётного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчётного) периода. До внесения изменений в форму декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее – Декларация) и порядка её заполнения, плательщикам торгового сбора рекомендуется уменьшать исчисленную в Декларации сумму налога (авансового платежа по налогу) на уплаченные в течение данного налогового (отчётного) периода суммы торгового сбора путём отражения их нарастающим итогом по кодам строк 140 - 143 Раздела 2.1 Декларации вместе с суммами страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса.
На налогоплательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», не распространяется ограничение в виде 50 процентов указанное в алгоритме для строки 102 = «1» по кодам строк 140 - 143 Раздела 2.1 Декларации.
Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса сумму уплаченного торгового сбора учитывают в составе расходов, отражаемых по кодам строк220 – 223 Раздела 2.2 Декларации.
Указанные разъяснения доведены до налоговых органов письмом ФНС России от 14.08.2015 №№ ГД-4-3/14386@. Подробная информация о порядке исчисления и уплаты торгового сбора доступна в Интернет – сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
Минфин России разъяснил порядок
В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) субсидии, выделяемые из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретённых товаров (работ, услуг), с учётом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость , принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (услугам, работам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению.
В отношении субсидий, выделенных из иных бюджетов бюджетной системы на возмещение вышеуказанных затрат, норма, предусмотренная пп.6 п.3 ст. 170 Кодекса, не применяется.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 10.07.2015 № 03-07-15/39765, субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. В связи с этим на такие субсидии норма пп. 6 п. 3 ст. 170 Кодекса не распространяется.
Указанная позиция доведена до налоговых органов письмом ФНС России от 17.08.2015 № ГД-4-3/14437@. Подробная информация доступна в Интернет-сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
ФНС России разъяснила порядок
В случае ошибочного представления уведомления о постановке на учёт в качестве плательщика торгового сбора, на основании которого осуществлена постановка на учёт в налоговом органе, налогоплательщики вправе представить в соответствующий налоговый орган заполненное в произвольной форме заявление с указанием наименования организации (фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), причин представления такого заявления и копии соответствующего ошибочно поданного уведомления.
Указанные разъяснения доведены до налоговых органов письмом ФНС России от 20.08.2015 №№ ГД-4-3/14721@.
Подробная информация о порядке исчисления и уплаты торгового сбора доступна в Интернет-сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов» на сайте www.nalog.ru.
Минфин России разъяснил порядок
В соответствии с п. 2 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно главы 26.2 Кодекса порядок исчисления налога, ведения налогового учёта и составления налоговой декларации действует как в отношении организаций, так и индивидуальных предпринимателей.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 22.06.2015 № 03-11-09/36020, налогоплательщики упрощённой системы налогообложения — индивидуальные предприниматели при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде вправе перерасчёт налоговой базы и суммы налога производить применительно к п. 1 ст. 54 Кодекса за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Указанная позиция доведена до налоговых органов письмом ФНС России от 20.08.2015 № ГД-4-3/14722@. Подробная информация по вопросам применения упрощённой системы налогообложения доступна в Интернет-сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
Минфин разъяснил порядок
В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощённую систему налогообложения (далее – УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов с учётом положений п.3 и 4 ст. 346.16 Кодекса.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 346.16 Кодекса остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретённых до перехода на УСН, включается в состав расходов частями в течение определённого периода времени в зависимости от их срока полезного использования.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 26.08.2015 № 03-11-09/49197, индивидуальные предприниматели при переходе на УСН с патентной системы налогообложения на дату такого перехода остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретённых в период применения патентной системы налогообложения, не определяют и, соответственно, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитывают.
Указанная позиция доведена до налоговых органов письмом ФНС России от 03.09.2015 № ГД-4-3/15507@. Подробная информация по вопросам применения упрощённой системы налогообложения доступна в Интернет-сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
Минфин России разъяснил вопрос
Министерство финансов в письме от 26.08.2015 № 03-11-09/49191 разъяснило вопрос применения норм главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части определения остаточной стоимости основных средств, полученных организацией (концессионером) от собственника (концедента) по концессионному соглашению для осуществления уставной деятельности.
Остаточная стоимость основных средств организации (концессионера), полученных от собственника (концендента) по концессионному соглашению для осуществления уставной деятельности, учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса.
В случае, если остаточная стоимость основных средств, полученных организацией (концессионером) от собственника (концедента) по концессионному соглашению, превышает 100 млн. рублей, данная организация (концессионер) не вправе применять упрощённую систему налогообложения.
Указанные разъяснения доведены до налоговых органов письмом ФНС России от 03.09.2015 № ГД-4-3/15508@.
Подробная информация по вопросам применения упрощённой системы налогообложения доступна в Интернет-сервисе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».