История села и родства

Родословная

История села и родства

Из воспоминаний учителя географии, завуча татарской

школы Сафины Сунгатовны Хасановой.

         По указу Николая I татары, не принявшие в 1837 - 1841 г.г. христианство, должны были искать земли на Урале и в Сибири. Своих поместий они лишались.

         Наши предки, волжские земледельцы. Около шестидесяти семей из деревни Мача, что в 60-ти километрах от г. Самары (Куйбышев), на лошадях отправились на восток в поисках земли. Дорога была длинная. С остановками дошли до Урала и поселились на левом берегу реки Тогузак. В память об оставленной ими деревни назвали свое поселение также - Мача.

         Начали обустраиваться. Вдоль реки появились улицы Первая - Речная (Советская). Вторая - Средняя - так ее назвали, когда появилась третья улица - Нижняя. В 1860 году случился большой пожар и Речная улица почти вся выгорела. Жили бедно, поэтому начинать строительство заново было очень тяжело. На новом поселении строились мечети. Первым муллой был Хасан, моазипом - его сын Жамалетдин. Умер в 1871 году, похоронен на старом мусульманском кладбище.

         По улице речной жили три богатые семьи Кочуровых. Дядя нашего отца моазип  Мохаметжан женился на дочери богатого Кочурова. Свою дочь Хадичу моазип выдал замуж за пастуха Нурмухамета Юсупова. Его отправили на учебу в Троицк, а затем в Казань. Жена не решается оставить старых родителей и не едет с мужем. После смерти матери его дочь Хажар уехала к отцу. В настоящее время живет и работает в Москве врачом. Нурмухамет Юсупов стал доктором физико-математических наук, выпустил ряд научных книг по математике.

         Татарские дети обучались в медресе. Учили арабскую, латинскую письменность и арифметику. В 1894 году в доме местного богача открывается платная русская начальная школа с 3-хлетним обучением. В одной комнате обучались все 3 класса. Учитель Кузьма Николаевич сам хорошо владел татарским языком, детей обучал арифметике и русскому языку. Мой дед Рыйлман был очень бедным землевладельцем, охранял мечеть. У его сына, то есть моего отца, Сонгатуллы было стремление к знаниям, но дедушка не разрешал ему учиться в русской школе. Он хотел, чтобы его сын стал моазипом при мечети. Отец уже тогда предвидел будущее и дал слово, что если у него будут дети, обязательно отдаст их учиться. Он всегда вспоминал и рассказывал нам об этом со слезами на глазах.

         Женился отец в 1900 году. Рожденные у наших родителей дети умирали в младенчестве от оспы и кори. Когда в 1913 году родилась я, родители на лошади повезли меня в Великопетровку, чтобы сделать прививку.

         В 1916 году родился мой брат Мансур. Радости родителей не было границ. В честь рождения сына организовали скачки. Победителям вручали вышитые полотенца. В 1920 году родился еще один сын Хасан.

         Голод 1921 года начал косить людей. Весной государство выделило каждому двору семена. Вместе обрабатывали землю и сеяли. В этот год просо дало небывалый урожай. Мама делала пшено, муку, варила кашу, пекла хлеб. Очень радовалась, что молодое советское государство не дало нам умереть.

         Отец прекрасно понимал все, что происходило. Сам вел активную жизнь. Ночью встречал поезд, принимал почту, а днем смотрел за лошадьми. В то время детей, чьи родители не вступили в колхоз, не принимали в школу и не направляли на учебу. Наш отец сдержал свое слово: в числе первых вступил в колхоз и отдал меня в школу. Благодаря настойчивости отца, степенного умного человека, все дети получили образование. Дочь Сафина закончила Троицкое педучилище, стала работать в той же школе, где училась сама. Сыновья получили высшее образование. Мансур стал военным корреспондентом, а Хасан - политработником. Дети с детских лет приучались к активной жизни.

         В 1924 году стали организовываться первые пионерские отряды. Пустили слух, что детей увезут от родителей, если они вступят в пионерскую организацию. Коммунист Юсупов, который пользовался большим авторитетом и уважением среди населения, ходил по дворам и разъяснил родителям о значении пионеров.

         В январе 1925 года в Варне впервые  появились ребята  с красными галстуками. Галстук не завязывали узлом, а прикрепляли зажимом, на котором было изображено три факела пламени. В единственной в те времена татарской школе был организован первый пионерский отряд из десяти человек. А уже 1 мая 1925 года в пионерском отряде было 30 девчонок и мальчишек.

 Днем мы, пионеры, учились, а вечером сами становились учителями: учили безграмотных, собирали библиотеку, агитировали людей вступать в колхоз, выступали перед жителями, разыгрывали сценки собственного сочинения.

         Наше поколение, - первое после революции, рано стало взрослым. Может быть потому, что еще детьми мы знали какие большие надежды возлагает на нас страна. К тому же на нас не висел груз прошлого. Мы были свободны от религиозных, сословных и социальных предрассудков. Нам доверяли, приглашали на ответственные заседания, посылали уполномоченными во время посева и уборки…

         Кто хочет узнать подробнее как тесно переплетена родственными узами наша Варна, в районном музее хранятся альбомы, дневники, тетради с воспоминаниями С. С. Хасановой, представителя поколения первопроходцев нашей Варненской земли.

Г. С. Хасанова,

бывшая ученица

С.С. Хасановой

Поделиться:

Интернет-приемная
администрации Варненского района