Традиции, как они понимались…

Традиции, как они понимались…

Как бы ни видоизменялась форма свадебного торжества, содер­жание его и через века остается одинаковым. Конечно, соблюсти все тонкости старинных свадебных обрядов и традиций довольно сложно. Но знать первопричины шагов и поступков, сокровенный смысл обрядов - не помешает. Особенно тому, кто называет себя профессионалом службы ЗАГС.

ВЫКУП: ЭТУ КРЕПОСТЬ БРАЛИ БОЕМ!

Русский обычай гласит, что жених не должен видеть невесту накануне свадьбы. Сейчас это имеет смысл хотя бы для того, чтобы красиво забрать невесту из дома.

Свадебное утро начинается с выкупа невесты.

Истоки этой традиции уходят в далекое прошлое.

Это отголосок древнейшего обычая, когда, для того чтобы не произошло кровосмешение, жену брали из другого племени или рода. И почти всегда они были лютыми врагами племени или рода жениха. Добыть жену можно было или боем, или в результате длительных переговоров.

Жених отправляется за своей нареченной с «дружиной». Родственники и друзья невесты на пути жениха создают самые различные преграды, а иногда - целые крепости. Именно их и надо с успехом преодолеть жениху. Старинный обряд выкупа невесты сопровождается различными шуточными конкурсами и заданиями.

В настоящее время «выкупают» невесту обычно цветами, разными сладостями. Можно «выкупать» невесту и деньгами.

ЗАГС: МУЗЫКА ТОВАРИЩА МЕНДЕЛЬСОНА, СЛОВА-НОВОБРАЧНЫХ

В ЗАГС жених и невеста едут в разных машинах. Почему?

Это отголосок традиции, согласно которой жених с шаферами приезжал в церковь раньше избранницы и ждал ее у входа. Она же ждала известия о том, что он прибыл, и только после этого отправлялась к венцу.

При входе в зал перед торжественной регистрацией будет играть марш Мендельсона, остальные мелодии - на усмотрение оркестра. В некоторых отделах ЗАГС и Дворцах бракосочетания в репертуаре насчитывается не менее 30 программ по 3 мелодии.

ВЕНЧАНИЕ: «НЕ ШЕЙ МНЕ, МАШКА, КРАСНЫЙ САРАФАН!»

Если молодые решили венчаться, не лишне вспомнить, что традиционно невеста должна быть в белом платье и широкой длинной фате.

Любопытно, что первой на Руси белое свадебное платье надела императрица Екатерина Вторая. Прежде славянские девушки шли замуж в красном сарафане.

ПРОГУЛКА: «ОТВЯЖИСЬ, ХУДАЯ жизнь, ПРИВЯЖИСЬ ХОРОШАЯ...»

Сразу после регистрации молодожены отправляются кататься по красивым местам города.

Мало кто знает, что традиция «гудеть» всем кортежем - отнюдь не изобретение подвыпивших водителей. У нее глубокие корни.

На Руси было принято шуметь изо всех сил во время передвижения молодоженов, чтобы оградить их от злых сил.

Существует очень красивая традиция отпускать на волю пару белых, голубей. Иногда еще каждому голубю на лапку привязывается ленточка (голубая и розовая) и, когда они взлетят, по тому, кто поднялся выше, определяется, кто первым родится в семье - мальчик или девочка.

ЗАСТОЛЬЕ: СВАДЕБНОМУ ГЕНЕРАЛУ ТОЖЕ ГОРЬКО

По возвращении с прогулки на свадебный пир молодых приветствуют, посыпают мелкими конфетами, монетками и рисом.

Делается это для того, чтобы жизнь была сладкая, богатая и плодородная.

Кроме того, существует красивый русский обычай, когда родители встречают молодоженов хлебом да солью, преподнося им каравай на вышитом рушнике. Жених и невеста должны откусить от каравая по кусочку, не касаясь его руками. Считается, что тот, кто откусит больший кусок, тот и будет хозяином в доме.

Место, в котором проходит торжество, украшают. Сделать это можно с помощью плакатов, лент и воздушных шаров. Что, как ни воздушный шар, ассоциируется с радостью и воздушной легкостью бытия!

Первый тост произносит отец невесты. Но слово могут предоставить и «свадебному генералу» - самому именитому из гостей.

И начинается застолье, прерываемое шумными выкриками «Горько!».

Почему горько? Кому горько? Этот обычай, как и многие другие, имеет давнюю историю. Раньше невеста обходила гостей с подносом, гость клал на него деньги, брал чарку, выпивал и говорил: «Горько!», - подтверждая, что выпил именно водку, а не воду. После этого он целовал невесту. Те, кто денег не давали, просто выпивали со словами «Горько!» и довольствовались тем, что наблюдали за поцелуями других. Постепенно этот обычай заменился шутливым требованием все новых поцелуев от самих молодоженов.

Обычно во время свадебного пира свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая - в день рождения первенца.

А вот две традиции, пришедшие к нам с Запада, и достаточно новые для нашей страны.

Невеста должна бросить свадебный букет незамужним подругам, и та, которая его поймает, по примете, выйдет замуж быстрее остальных подруг.

Подобно тому, как невеста бросает свой букет незамужним подругам, жених бросает снятую с ножки невесты подвязку

БРАК У СЛАВЯН

В народной традиции известно несколько способов заключения брака.

Один из них - умыкание невесты, о котором упоминает, в частности, «Повесть временных лет» (начало 12 в.). Более известно мнимое похищение по взаимной договоренности парня с девушкой или самовольный уход девушки к жениху (так называемый «тихоматный» брак, «выкрадом», «уводом», «самоходкой»).

Следы купли невесты сохраняются в обряде выкупа невесты у ее брата, в символической продаже ее косы, в приговорках свата «У вас товар, у нас купец» и тому подобное. Наиболее распространен брак путем договора сторон, что находит выражение в церемониях предсвадебного сговора, скрепления брачного договора (рукобитье при свидетелях, дача залога, оглашение помолвки, письменная роспись приданого), в публичном засвидетельствовании брака широким кругом участников свадьбы и односельчан, в выставлении молодых пар на всеобщее обозрение на масленицу.

Различны и формы брака. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве.

В некоторых местах практиковался пробный брак: невеста переселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступавшие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.

Ограничения и запреты к вступлению в брак касались возраста, родства, вероисповедания и т.д.

Возрастные ограничения выражались в соблюдении очередности вступления в брак детей (особенно дочерей) согласно старшинству.

Помимо обычного брака с переходом жены к мужу встречался брак, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался «примаком», «подживотником», «привальнем», в шутку даже «молодухой»; говорили, что он «выходит замуж», а невеста «женится» на нем.

Повторный брак чаще всего заключали между собой вдовы и вдовцы, поскольку считалось, что овдовевшие соединятся на «том свете» со своим первым супругом.

В первый же брак с ними вступали неохотно из опасения остаться на «том свете» без пары.

Символический брак - мотив различных фольклорных текстов, обрядов и представлений.

Известны фольклорные сюжеты о свадьбе солнца с девушкой, сказки о браке сестер с солнцем, месяцем и вороном, с ветром, градом и громом.

У болгар в Иванов день наряжают в свадебную одежду девочку - символическую невесту Еню (Ивану).

Мотив брака отражен в представлениях, связанных со смертью: в похоронах умерших до брака, оформляемых как свадьба, в сказках и былях о женихе-мертвеце, в приметах (услышать ночью свадебную музыку предвещает смерть, свадьба снится к смерти и наоборот).

В демонологии вихрь представляется как свадьба чертей; существуют поверья о браке чертей с ведьмами, черта с утопленницей, а также брак нечистой силы (водяных, змея, упыря) с людьми.

В сказках с мотивом чудесного супруга круг персонажей, вступающих в брак с людьми, еще шире: это различные животные, птицы, рыба, цветок, стихии и светила.

 Мотив «свадьбы предметов» - ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками - представлен в обрядовых действиях, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии («женить горелку» - сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» - разбавлять их водой, «женить серп» - обвязывать его колосьями). Любовно-брачные и свадебные мотивы пронизывали всю календарную обрядность славян: рождественскую, весеннюю, жатвенную.

Супружеская неверность осуждалась и наказывалась. Пару, уличенную во внебрачной связи, переодевали

-              мужчину в женскую одежду и наоборот

-              и с позором водили по улицам.

Кстати, при разводе супруги или свидетели разрывали над проточной водой или на перекрестке дорог полотенце, пояс или  что-либо из одежды.

БРАЧНАЯ СИМВОЛИКА СЛАВЯН

Наиболее обобщенный символ брака - круг.

Поэтому заключение брака часто наступало после обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, аналоя, стола.

Из предметных символов об этом говорят кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач.

Отсюда пошли и многие свадебные термины: «окручиваться» (выходить замуж, жениться), «крученка» (любовная связь), «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «повойник», «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба).

Символом заключения брака является перемена невестой причёски (расплетение - заплетение косы) и головного убора, после которой девушка считается женой, а также связанное с этим порывание с прежней жизнью, семьей родителей и раскрывание головы невесты на свадьбе.

Символика брака как перехода из одного состояния в другое выражается в различных действиях, связанных с преодолением препятствия, границы, водного пространства.

Это и перепрыгивание девушек на Пасху через сани, чтобы выйти замуж; и перескакивание во сне через стену как предвестье замужества; и переезд молодых через огонь по пути к церкви.

Брак символизируют также различные способы сведения жениха с невестой, сажание их рядом на «посад», опоясывание, соединение голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом для удачного сватовства, запрягание молодых, подкладывание им под брачную постель хомута и вожжей и так далее.

Идея брачного соединения и скрепления передается также в свадебных песнях, в которых просят сковать венец, свадьбу; в выражениях «свадьбу ковать» (играть свадьбу), в поговорке: «Не куй меня, мати, к каменной палате, прикуй меня, мати, к девичьей кровати!»

Брак символизируют и действия, связанные с добыванием и поимкой: мотивы охоты, ловли рыбы, осады города, полона (плена) в свадебном фольклоре, охотничьи и рыболовные орудия в свадебном обряде.

Действия разрушения и разделения заключают в себе идею расторжения связи с прежним состоянием: в свадебных песнях - это мотивы топтания травы, ломания калины и т.п., в самом обряде - битье горшка, ломание ложек после угощения, дележ каравая, преломление хлеба над новобрачными, разрывание ими печеной курицы. Символика брака раскрывается в противопоставлении чета и нечета (в гаданиях парное число кольев частокола, поленьев в охапке сулит брак, а нечетное - безбрачие). Цветовые символы брака - белый и красный: белое или красное покрывало, фата невесты, красно-белое свадебное знамя, красные ленты в косе невесты, красный кушак свата и так далее.

Праздничный вечер ведет так называемый «тамада» своим холостым друзьям. Женится первым тот, кто ее поймает.  По одному из обычаев, он должен был избираться из числа гостей. Хотя есть смысл пригласить профессионального ведущего, иначе неизвестно, во что может превратиться свадьба стараниями нерадивого «гостя - тамады».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ:

ты ключ, я - замок

Через порог дома жених должен перенести невесту на руках.

Наши предки считали невесту лакомым кусочком для злых духов. И вот чтобы на нее не навели порчу, жених нес свою любимую на руках.

Перед тем как молодожены отправятся в дом, под порог кладут незапертый замок, а как только войдут - замок запирают на ключ и выбрасывают.

Делается это для того, чтобы молодые жили вместе в согласии, чтобы брак был долгий и благополучный.

Материал относится к разделу
Поделиться:

Интернет-приемная
администрации Варненского района