Укрепление учетно-регистрационной дисциплины и законности как элемент обеспечения конституционных прав личности на государственную защиту является основой управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.
Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с коллективным или индивидуальным заявлениями. Данному праву корреспондируется обязанность соответствующих органов принять, зарегистрировать, проверить, вынести законное и обоснованное решение по данному обращению и сообщить об этом заявителю.
Своевременная и полная регистрация, оперативная проверка и реагирование на информацию о преступлениях, а также правильность ее разрешения во многом зависят от надлежащей организации в органах внутренних дел контроля процесса доследственного производства.
Такой контроль основывается на положениях уголовно-процессуального закона, нормативно-правовых актов МВД России, Генеральной прокуратуры РФ. Осуществление ведомственного контроля возлагается на начальника органа внутренних дел, руководителей следственных органов, подразделений дознания, создаваемых в органах внутренних дел комиссий по проверке порядка регистрации и разрешения сообщений о происшествиях и иной информации.
Процесс доследственной проверки подразделяется на следующие этапы, связанные с организацией приема, регистрацией сообщений о преступлениях и принятием по ним решений:
1) принятие сообщений о преступлениях;
2) регистрация сообщений о преступлениях и их учет;
3) проверка сообщений о преступлениях;
4) принятие по сообщениям правового решения (о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении сообщения по подследственности или подсудности);
5) контроль (ежесуточный, ежедекадный, ежемесячный) за рассмотрением сообщений и принятием по ним решений.
УПК Российской Федерации в ч. 1 ст. 144 регламентирует обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа принять и проверить сообщение о любом готовящемся или совершенном преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в указанный законом срок.
Порядок приема, регистрации заявлений и сообщений о преступлениях органами внутренних дел дополнительно и в полной мере определяется ведомственным нормативным актом – Приказом МВД России от 01 марта 2012 г. № 140,
Поступающие сообщения вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии со ст. 141 УПК РФ.
В случае принятия решения сотрудниками следствия, дознания решения о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела направляется уведомление заявителю (потерпевшему или его представителям), а так же лицу в отношении которого принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или в отношении которого вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, в который указывается дата принятия решения, указывается статья УК РФ., по которой возбуждено уголовное дело.
Заместитель начальника ОМВД России
по Варненскому району подполковник юстиции В.А. Плюхин