Многое было заметно уже с дороги — ровной, прямой,каждый раз цепляющейся за горизонт. Села, примыкающие к ней, выглядели добротными, с улицами из коттеджей на двух хозяев, которые активно строили на селе на закате советской эпохи.
Всматривался в поля с «корыстной целью»: найти какую-либо «мерзость запустения», чтобы образ районов сладким не казался. И не находил: ни стихийных свалок, ни ползучего березняка, который поедом ест заброшенные земли.
Как объяснили потом, ни в Чесме, ни в Варне нет пустующих сельскохозяйственных угодий. Всё обрабатывается, всё в деле — всё до последнего гектара, как пишет в блоге губернатор.
В глубинке разделяешь в целом уверенную позицию губернатора:
— He надо думать о селянах плохо или что им не хватает знаний. Это люди грамотные, практичные, на деле знающие, как выживать в сложных экономических условиях...
Такая уверенность более чем обоснована — достаточно приехать в Варну, в этот «сельский город», который сегодня явно находится на подъеме.
Прежняя казацкая станица буквально потрясла масштабным строительством индивидуального жилья. Конечно, не помпезная Рублёвка, но...
Всюду, на каждой улице, идёт какое-либо строительство. Кто-то обшивает дома сайдингом, кто-то ставит новые ворота, кто-то строит «с нуля» коттедж в два этажа. Строительный бум нешуточный. Нет страха, что Варна «расползается» по степи — степь широкая, и места для достойной жизни и быта всем хватит.
То же самое происходит и с «дорожной революцией». По селу мы поколесили изрядно. На одном из перекрестков, заметив свежеуложенный асфальт, сначала скептически подумали: «вот, сделали парадный свёрток, а дальше, наверное, обычный грунтовый большак». Свернули — и вдоль всей улицы подвеска ни разу не брякнула.
С комфортом доехали до районной больницы. Она родом из советских времен, но очень ухоженная.
Особенно поразил пограничный городок, построенный в европейском ключе и похожий на парадный офицерский мундир, сшитый по плечам и застегнутый на все пуговицы, как положено служивому человеку. Торжественное построение личного состава, выставка техники, гимн, красная ленточка, дети, которые во все глаза с гордостью смотрели на своих отцов-пограничников, — все это подчеркивало важность и ответственность момента. Волею истории Челябинская область оказалась приграничной; и более трехсот километров государственной границы, весьма сложных в о перативном плане , приходится как раз на Варненский отдел...
— Для сельского района каждое новое рабочее место на вес золота, — скажет на открытии погрангородка Михаил Юревич. И добавит перифраз старой поговорки: — На государство надейся, а сам не плошай.
В Варне, собственно, и не плошают. Безусловно, большим промышленным ресурсом обладает Варненский комбинат хлебопродуктов, который входит в состав холдинга «Союзпищепром». Здесь производство поставлено на широкую ногу. Вообще, на комбинат мы попали благодаря «запланированной случайности» — среди мероприятий такой визит не значился. Но на площадке перед комбинатом была устроена целая выставка продукции и выпечки, которую (и это главное!) можно было не только посмотреть, но и попробовать на вкус, ни в чём себе не отказывая.
К слову, визит показательный и в «политическом отношении», словно в разговорах о «непримиримых конкурентах» была поставлена недостающая точка. Губернаторская ноша — вне конкуренции, а любое стабильно работающее предприятие имеет для области неоспоримую ценность.
Была еще одна интересная варненская находка — почти в духе археологических раскопок. Михаилу Юревичу показали предприятие «Варнаагромаш», выпускающее массу мелочей для сельского быта: сеялки, культиваторы, картофелекопалки, косилки, грабли — в общем, все, что можно прицепить к трактору. Оказалось, что это предприятие — бывшая районная «Сельхозтехника» с хорошими ангарами для ремонта, гаражом и прочими механическими мастерскими. Подобных станций в России днём с огнем не сыщешь, а здесь не только сохранили материальную базу, но и обеспечили задел на перспективу.
— И как идет реализация? — поинтересовался губернатор у директора предприятия.
— Вполне успешно. У нас и качество нормальное, с китайским не сравнить, и цена доступная. Многие селяне нас знают…
— В Варне, может быть, и знают. А в других регионах?
Нужен узнаваемый, запатентованный бренд, нужна маркетинговая программа по его раскрутке, современные технологии сбыта, а не те, что по старинке. Тогда и конкурентные преимущества по-другому смотреться будут.Критика — критикой, но пример явно пришелся по духу, если в своем блоге Михаил Юревич вернётся к этой теме еще раз и выскажет убеждение, что сельскохозяйственное машиностроение вполне может стать привлекательной, рентабельной отраслью с новыми рабочими местами и неплохим оборотом.
Впрочем, позиция главы региона отчётлива, проста и очевидна: что хорошо для Варны, Чесмы или любого другого муниципалитета — хорошо и для всей области...
Вячеслав КУЗНЕЦОВ